361 просмотр

Аутизм

Проверено экспертом
Аутизм

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), представляет собой группу нейропсихиатрических расстройств, характеризующихся трудностями в социальной коммуникации, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Аутизм проявляется в раннем детском возрасте и сопровождается нарушениями в развитии когнитивных и речевых навыков. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 2023 год расстройства аутистического спектра диагностируются у 1 из 160 детей по всему миру.

Основной особенностью детей с аутизмом является их склонность к "жизни в своем мире". Это выражается в ограниченном взаимодействии с окружающими, предпочтении одиночных занятий, избегании зрительного контакта и трудностях в понимании социальных норм и эмоций. 

Статистические данные показывают, что около 70% детей с аутизмом имеют сопутствующие психиатрические расстройства, такие как тревожность и депрессия, что усложняет лечение и требует комплексного подхода. В связи с этим, значимость темы аутизма продолжает возрастать, привлекая внимание врачей и общественных организаций к необходимости разработки и внедрения инновационных терапевтических стратегий.

Хочешь перемен? Найди своего психолога

Причины и патогенез аутизма

Аутизм является мультифакториальным расстройством, в развитии которого участвуют как врожденные, так и приобретенные факторы. 

1

Врожденные факторы включают в себя генетическую предрасположенность и мутации в различных генах. Стоит отметить, что наличие аутизма у одного ребенка значительно повышает риск рождения второго ребенка с аутизмом, что указывает на генетическую компоненту расстройства. Среди идентифицированных генов — мутации в гене MECP2, ассоциированные с синдромом Ретта, и мутации в гене FMR1, связанные с синдромом ломкой Х-хромосомы.

2

Приобретенные факторы могут включать влияние окружающей среды: пренатальные и перинатальные осложнения, инфекции, воздействие токсинов и тяжелых металлов, а также другие экологические факторы. Некоторые исследования предполагают, что дефицит фолиевой кислоты и витаминов в период беременности могут также увеличивать риск развития аутизма у ребенка.

МКБ (Международная классификация болезней)

В Международной классификации болезней (МКБ-11), разработанной Всемирной организацией здравоохранения, расстройства аутистического спектра (РАС) представлены в разделе "Расстройства психического развития" под кодом 6A02. Этот раздел включает в себя несколько подкатегорий, таких как синдром Каннера (6A02.0), синдром Ретта (6A02.1), синдром Аспергера (6A02.2) и другие специфические и неуточненные расстройства аутистического спектра (6A02.Z). 

Классификация МКБ обеспечивает стандартизированный подход к диагностике и кодированию аутизма, что способствует унификации методов лечения и исследования в глобальном масштабе.

Психосоматика и патогенез аутизма

Психосоматический фактор аутизма предполагает, что биологические и психологические факторы взаимодействуют в процессе развития расстройства. Патогенез аутизма включает сложные механизмы, затрагивающие нейронную сеть и функционирование мозга. 

Нейробиологические исследования выявили аномалии в структуре и функции различных областей мозга, таких как префронтальная кора, амигдала и мозжечок. Эти аномалии могут быть связаны с нарушениями в развитии нервной системы на ранних стадиях эмбрионального развития.

Гипотеза о нарушении синаптической пластичности и нейрональной миграции также рассматривается как возможный механизм развития аутизма. Эти нарушения могут приводить к атипичной организации нейронных сетей и, как следствие, к трудностям в социальной коммуникации и повторяющимся действиям.

Кроме того, рассматривается роль воспалительных процессов и иммунной дисфункции в развитии аутизма. Исследования показали, что у некоторых детей с аутизмом наблюдаются повышенные уровни провоспалительных цитокинов и другие маркеры воспаления, что может указывать на иммунную компоненту патогенеза.

Симптомы и признаки

Как проявляется аутизм

Дети с аутизмом часто испытывают затруднения в вербальном и невербальном общении, в установлении и поддержании социальных контактов, что проявляется в недостаточном интересе к окружающим людям и ограниченном эмоциональном отклике. Такие дети могут не замечать даже своих родителей, уходят они на работу или возвращаются, могут употреблять в пищу несъедобную еду, не улыбаются взрослому в ответ, нервничают, если кто-то вмешивается в их игру, используют игрушки не по назначению, отсутствие зрительного контакта.

Особенности поведения детей с аутизмом: триада аутизма

Поведение детей с аутизмом характеризуется рядом специфических признаков:

  • Социальная изоляция: дети избегают зрительного контакта, не проявляют интереса к совместным играм и предпочитают одиночные занятия.
  • Зацикливание и необходимость графика: часто наблюдаются повторяющиеся движения, такие как хлопанье руками, вращение предметов или раскачивание. Дети с аутизмом часто строго придерживаются определенных ритуалов и распорядка, проявляют стресс или тревогу при его изменении.
  • Сенсорная чувствительность: могут проявляться гипер- или гипосенситивность к различным раздражителям, включая звуки, свет, предметы и запахи.

Стадии развития симптомов

Симптомы аутизма могут проявляться в разные возрастные периоды, но обычно становятся заметными до достижения ребенком трехлетнего возраста. В развитии симптомов можно выделить несколько стадий:

  • Ранняя стадия: на первом году жизни могут быть замечены отклонения в развитии речевых и моторных навыков, отсутствие улыбки в ответ на контакт с родителем, проблемы с поддержанием зрительного контакта.
  • Стадия активного проявления: в возрасте от 1 до 3 лет симптомы становятся выраженными, включая ограниченную социальную вовлеченность, стереотипные движения и сложности в развитии речи.
  • Стадия стабилизации или прогрессирования: в старшем возрасте (после 3 лет) дети демонстрируют стабилизацию или даже улучшение симптомов при ранней терапии, в то время как у других симптомы могут сохраняться или даже прогрессировать.

Признаки аутизма у детей в зависимости от возраста ребенка

Ранний возраст (до 12 месяцев)

  • Отсутствие улыбки в ответ на улыбку взрослого.
  • Не реагирует на имя или другие звуки, воспроизводимые родителем.
  • Не устанавливает или избегает зрительного контакта с окружающими людьми.
  • Отсутствие интереса к лицам и предметам, неподвижный взгляд.
  • Задержка в развитии моторных навыков (например, не переворачивается, не сидит без поддержки)

Раннее детство (1-2 года)

  • Отсутствие лепета и первых слов до 12 месяцев, отсутствие двухсловных фраз к 2 годам.
  • Ограниченное использование жестов (например, указание).
  • Не инициирует игры с другими детьми, избегает социального общения.
  • Отсутствие имитации поведения взрослых (например, не играет в "ку-ку").
  • Стереотипные движения (например, качание, махание руками).
  • Повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам.

Младший дошкольный возраст (2-4 года)

  • Отставание в развитии речи, эхолалия (повторение услышанных слов и фраз).
  • Трудности в использовании языка для общения, ограниченный словарный запас.
  • Ограниченное понимание и использование невербальных сигналов (жесты, мимика).
  • Трудности в участии в совместных играх, предпочитает играть один.
  • Стереотипные и ритуализированные действия, привязанность к графику.
  • Однотипные интересы (например, сосредоточенность на одной игрушке или теме)

Старший дошкольный и младший школьный возраст (4-7 лет)

  • Формальное использование речи, трудности с поддержанием диалога. Частое ведение монолога.
  • Трудности в понимании и использовании абстрактных понятий и метафор.
  • Затруднения в установлении дружеских отношений, отсутствие интереса к играм с другими детьми.
  • Непонимание социальных норм и правил, ограниченная эмпатия.
  • Стереотипные интересы и занятия, соблюдение строгих ритуалов.
  • Повышенная или пониженная чувствительность к звукам, предметам, свету.

Старший школьный возраст и подростковый возраст (7 лет и старше)

  • Трудности в восприятии нюансов языка, иронии, сарказма.
  • Сложности в участии в групповых дискуссиях и командной работе.
  • Ограниченные или полное отсутствие близких дружеских отношений.
  • Проблемы с пониманием социальных ситуаций и выражением эмоций.
  • Специфические интересы и хобби.
  • Сильная привязанность к распорядку дня и ритуалам, тревожность при изменениях.

Типы и синдромы аутизма

Синдром Каннера

Синдром Каннера, также известный как классический аутизм или ранний детский аутизм, впервые был описан Лео Каннером в 1943 году. Этот тип аутизма характеризуется выраженными нарушениями в социальной коммуникации, ограниченными и стереотипными интересами и поведением, а также задержками речевого развития.

Диагностика и лечение:

  • Раннее выявление и вмешательство имеют решающее значение.
  • Используются поведенческие и когнитивно-поведенческие методы терапии.
  • В некоторых случаях назначаются медикаменты для контроля сопутствующих симптомов, таких как тревожность или агрессия.

Синдром Ретта

Синдром Ретта — это редкое генетическое неврологическое расстройство, которое встречается только у девочек. Впервые описан Андреасом Реттом в 1966 году, этот синдром характеризуется нормальным ранним развитием, за которым следует быстрая утрата приобретенных навыков.

Основные признаки:

  • Нормальное развитие до возраста 6-18 месяцев, затем потеря моторных и речевых навыков.
  • Стереотипные движения рук, такие как "мытье" или "сдавливание" ладоней.
  • Проблемы с координацией и ходьбой.
  • Тяжелые нарушения дыхания и эпилептические припадки.

Диагностика и лечение:

  • Генетическое тестирование на мутации в гене MECP2.
  • Терапия включает физиотерапию, коррекцию речи и специализированное медицинское сопровождение.
  • Медикаментозное лечение может назначаться для управления симптомами, такими как судороги.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера, названный в честь австрийского врача Ганса Аспергера, представляет собой расстройство аутистического спектра с относительно сохраненными когнитивными и речевыми способностями. Описан в 1944 году, синдром Аспергера характеризуется трудностями в социальной коммуникации и ограниченными интересами и поведением.

Основные признаки:

  • Нормальное или выше среднего интеллектуальное развитие.
  • Трудности в общении и понимании социальных норм.
  • Ограниченные интересы.
  • Часто проявляется формальная или педантичная речь.
  • Проблемы с моторикой и координацией движений.

Диагностика и лечение:

  • Диагностика основывается на наблюдении за поведением и оценке развития социальных навыков.
  • Для лечения используют когнитивно-поведенческую терапию и поддержку в обучении.
  • Медикаменты используются для управления тревожностью или депрессией.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм, также известный как первазивное расстройство развития-неуточненное (PDD-NOS), характеризуется наличием некоторых, но не всех признаков аутизма, или проявлением симптомов в более позднем возрасте. Этот подтип может включать в себя различные проявления аутистических расстройств, которые не соответствуют полным диагностическим критериям других форм аутизма.

Основные признаки:

  • Неполное соответствие критериям классического аутизма или синдрома Аспергера.
  • Могут проявляться умеренные трудности в социальной коммуникации.
  • Некоторые стереотипные поведения и ограниченные интересы.
  • Симптомы могут быть менее выраженными и проявляться позже в детском возрасте.

Диагностика и лечение:

  • Диагностика требует комплексного подхода и наблюдения за развитием ребенка.
  • Лечение включает строго индивидуальную терапию, направленную на развитие социальных и коммуникативных навыков.
  • Поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия могут помочь в коррекции.

Диагностика аутизма

Диагностика расстройств аутистического спектра (РАС) основывается на установленных критериях, представленных в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) и Международной классификации болезней (МКБ-11). 

Методы диагностики

Диагностика аутизма включает комплексный подход, состоящий из следующих методов:

Клиническое наблюдение:

  • Включает беседу с родителями и наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях.
  • Оценка развития социальных, коммуникативных и поведенческих навыков.

Стандартизированные диагностические инструменты:

  • ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule). Наблюдение за поведением ребенка в структурированных и полуструктурированных ситуациях.
  • ADI-R (Autism Diagnostic Interview-Revised). Подробное интервью с родителями о развитии ребенка.

Психологическое тестирование:

  • Оценка когнитивного развития и интеллекта с помощью таких тестов, как WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) или WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children).
  • Оценка адаптивного поведения с помощью тестов, таких как Vineland Adaptive Behavior Scales.

Медицинское обследование:

  • Исключение других медицинских состояний, которые могут вызывать схожие симптомы.
  • Тестирование для выявления генетических мутаций, связанных с аутизмом (например, синдром ломкой Х-хромосомы, синдром Ретта).

Нужна помощь в выборе психолога?
Подберем лучшего психолога с нужной специализацией и учетом вашего графика. В базе только дипломированные профессионалы с опытом и проверенной репутацией.

Подозрение на аутизм: когда обращаться к врачу

Родители и опекуны должны обратиться к врачу при первых подозрениях на аутизм. Ключевые признаки, требующие внимания:

  • Отсутствие лепета или жестов к 12 месяцам.
  • Отсутствие одиночных слов к 16 месяцам.
  • Отсутствие двухсловных фраз к 24 месяцам.
  • Потеря речевых или социальных навыков в любом возрасте.
  • Постоянное избегание зрительного контакта, отсутствие интереса к общению с другими детьми.
  • Наличие стереотипных движений и однотипного поведения.

Осложнения

Отсутствие своевременного лечения при аутизме может привести к ряду серьезных осложнений, которые могут серьезно ухудшить качество жизни ребенка и его семьи. Основные возможные осложнения включают:

  • Неспособность к взаимодействию с окружающими людьми.
  • Отсутствие друзей.
  • Повышенный риск развития сопутствующих психических расстройств: тревожность, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство.
  • Возможное развитие агрессивного или саморазрушающего поведения.
  • Серьезные задержки в речевом, когнитивном и моторном развитии.
  • Проблемы с обучением и успеваемостью в школе, что может повлиять на будущее профессиональное и личное развитие.
  • Неспособность к самостоятельной жизни и необходимости постоянной помощи и поддержки.
  • Проблемы с выполнением повседневных задач: управление финансами, ведение домашнего хозяйства.
  • Повышенный риск возникновения сопутствующих медицинских состояний: эпилепсия, нарушения сна и гастроинтестинальные проблемы.
  • Ухудшение иммунитета и повышенная чувствительность к инфекциям и другим заболеваниям.

Методы профилактики осложнений

  • Своевременное выявление признаков аутизма и раннее начало терапевтических мероприятий: поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия.
  • Использование стандартизированных диагностических инструментов (ADOS-2, ADI-R) для точной оценки состояния ребенка.
  • Разработка индивидуальных программ лечения, учитывающих особенности и потребности каждого ребенка.
  • Использование различных методов терапии, включая логопедическую, физиотерапевтическую и занятия по развитию социальных навыков.
  • Обучение родителей и членов семьи методам эффективного общения с ребенком, а также предоставление психологической поддержки
  • Организация групп поддержки и консультативных услуг для родителей и опекунов.
  • Регулярные медицинские осмотры и мониторинг состояния здоровья ребенка для выявления и лечения сопутствующих медицинских состояний.
  • Назначение медикаментозного лечения при необходимости для управления симптомами тревожности, депрессии или агрессии.
  • Инклюзивное образование и специальные образовательные программы, направленные на развитие академических и социальных навыков
  • Создание благоприятной образовательной среды, учитывающей потребности детей с аутизмом.
  • Обучение детей и подростков навыкам, необходимым для самостоятельной жизни.
  • Поддержка в подготовке к взрослой жизни, включая профессиональное обучение и трудоустройство.

Прогноз и продолжительность жизни: сколько живут с аутизмом

Продолжительность жизни людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в большинстве случаев не отличается от общей статистики. Тем не менее, качество этой жизни значительно отличается в зависимости от степени тяжести аутизма, наличия других заболеваний и уровня поддержки.

  • Люди с аутизмом имеют повышенный риск развития эпилепсии, что может повлиять на их здоровье и продолжительность жизни. 
  • Часто встречаются проблемы с желудочно-кишечным трактом, которые требуют специализированного лечения.
  • Расстройства сна могут негативно влиять на общее здоровье и качество жизни.
  • Тревожность, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство могут снижать качество жизни и увеличивать риск суицидального поведения.
  • Люди с аутизмом, которые не получают медицинской поддержки, сталкиваются с трудностями в социальной адаптации.
  • Люди с высоким уровнем интеллекта и развитыми коммуникативными навыками, как правило, лучше адаптируются в обществе.
  • Те, у кого тяжелые формы аутизма с серьезными когнитивными нарушениями, нуждаются в постоянной поддержке и уходе.

Лечение аутизма у детей

Как вылечить аутизм у ребенка

На сегодняшний день не существует методов, которые могли бы полностью вылечить аутизм. Лечение аутизма требует индивидуального подхода, учитывающего особенности каждого ребенка, и включает в себя комплексные меры, направленные на всестороннюю поддержку и развитие.

Поведенческая терапия

  • ABA (Applied Behavior Analysis). Анализ прикладного поведения является одним из наиболее распространенных и научно обоснованных методов лечения аутизма. ABA включает в себя структурированные занятия, направленные на развитие социальных навыков, коммуникации и адаптивного поведения. Терапия проводится в форме индивидуальных занятий и игр, с использованием положительного поощрения.
  • VB (Verbal Behavior Therapy). Фокусируется на развитии вербальных навыков и использует методы анализа поведения для улучшения речевой коммуникации.

Медикаментозная терапия

  • Лекарственные препараты не лечат аутизм, но могут быть полезны для управления симптомами: тревожность, депрессия, гиперактивность и агрессивное поведение.
  • Антипсихотики, антидепрессанты и стимуляторы назначаются под строгим контролем врача-психиатра и индивидуально подбираются для каждого ребенка.
  • Медикаментозная терапия обычно используется в сочетании с поведенческой и когнитивно-поведенческой терапией.

Роль психиатра и других специалистов

1

Психиатр проводит комплексную оценку состояния ребенка, назначает медикаментозное лечение и контролирует его эффективность. Врач также координирует работу других специалистов и обеспечивает интеграцию терапевтических техник.

2

Психолог проводит коррекционную терапию, помогает развивать социальные и коммуникативные навыки, а также поддерживает эмоциональное состояние ребенка, проводит диагностику и оценку уровня развития ребенка, используя стандартизированные тесты и методики.

3

Логопед работает над развитием речевых навыков и коммуникативных способностей ребенка. Занятия с логопедом включают в себя упражнения по улучшению артикуляции, развитию словарного запаса и пониманию языка. Логопедическая терапия важна для детей с аутизмом, которые испытывают задержку речевого развития или трудности с коммуникацией.

4

Педагог специального образования адаптирует процесс обучения под потребности ребенка с аутизмом, разрабатывая индивидуальные учебные планы. Работа педагога направлена на развитие академических навыков, адаптивного поведения и интеграции ребенка в школьную среду.

5

Трудотерапевт помогает детям с аутизмом развивать навыки, необходимые для повседневной жизни: самообслуживание, координация движений. Занятия с трудотерапевтом включают упражнения, направленные на улучшение мелкой и крупной моторики, сенсорной обработки и адаптивных навыков.

Игры для детей с аутизмом

Ролевые игры помогают детям учиться взаимодействовать с другими людьми, развивать воображение и навыки общения. Примеры включают игры "магазин", "врач" или "семья".

Игры на имитацию включают повторение движений, звуков и действий, что способствует улучшению невербальной коммуникации и подражательных навыков. Например, игры "повтори за мной".

Карточки с изображениями используются для обучения детей выражать свои потребности и желания с помощью визуальной коммуникации.

Интерактивные игры на планшетах и компьютерах. Специальные приложения и программы, разработанные для детей с аутизмом, помогают улучшать речевые и коммуникативные навыки в игровой форме.

Пазлы и головоломки способствуют развитию логического мышления, внимания и усидчивости.

Карточные игры типа "Найди пару" улучшают зрительную память и концентрацию внимания.

Игры с песком и водой помогают детям с аутизмом развивать сенсорное восприятие и успокаиваться. Например, игры в песочнице или переливание воды из одного контейнера в другой.

Игры с мягкими игрушками, лизунами, конструкторами помогают детям привыкать к разным сенсорным ощущениям.

Если вы замечаете у своего ребенка трудности в общении с окружающими, частое повторение одних и тех же действий или сильную привязанность к определенным темам и занятиям, мы рекомендуем обратиться за помощью к психологу. На нашей платформе опытные психологи проведут всестороннюю диагностику и предложат эффективные методы поддержки. Своевременное вмешательство может оказать решающее влияние на развитие вашего ребенка и помочь ему лучше адаптироваться в обществе.

Статья редактировалась: 07 ноября 2024г.

Видео по теме